Вечером листаешь Spotify, и тут что-то переключает тебя с тяжёлого рока на рэп, а потом — на классику. Удивительно, но почти у каждого есть знакомый, который одинаково ловко может отличить нюансы электронной музыки и рассказать, как звучит палка барабана у Pink Floyd. Наверняка раньше, в компании, этот друг ставил сперва Моцарта, потом Земфиру, а после включал латиноамериканскую сальсу. Кажется, будто у него нет любимого жанра вовсе, или его любимый жанр – это сама музыка. Это вызывает не только лёгкое уважение, но и внутренний вопрос: а как вообще называют людей, у которых музыкальные вкусы не ограничиваются ничем?
Меломан — вот та самая находка, которая подходит как нельзя лучше. Этот термин появился давно, но его значение до сих пор вызывает споры. Классическое определение: меломан — это человек, который любит и активно слушает музыку в различных стилях и жанрах. Главное отличие: для меломана не так критично, кто именно исполняет композицию или к какому периоду она относится. Главное, чтобы она тронула. Меломан — seo-ключ и по смыслу, и по частоте поисковых запросов: статистика «Яндекса» говорит, что его ежемесячно гуглят больше ста тысяч раз.
В мире англоязычной музыки встречается и термин omnivorous listener — музыкально всеядный слушатель. Порой мелькают слова «музыкальный космополит» или «универсал». Но, давайте честно, в нашей культуре слово «меломан» настолько привычно и понятно, что любые заморские аналоги теряются на фоне отечественного простого, но ёмкого определения. Кстати, исследование Института музыки Университета Ольденбурга в 2019 году показало, что около 65% современных слушателей считают себя открытыми ко всем жанрам, даже если в их плей-листе на деле хитом остаётся только любимый стиль.
Интересно, что меломанией иногда называют даже «болезнь» — неутолимую потребность слушать всё подряд. Но чаще всё-таки это комплимент: мол, умеешь ценить красоту в разных проявлениях. Поэтому человек, который слушает абсолютно всё — от джаза и поп-музыки до индастриала и техно — это именно меломан, вне зависимости от возраста, профессии и музыкального образования.
Одна из причин — любопытство и желание познать новое. Музыка, по сути, это целая вселенная эмоций, историй и смыслов. И кажется странным прожить всю жизнь, не открыв для себя, скажем, блюз или архаичную народную балладу. Другой фактор — личный опыт. Иногда человек сталкивается с музыкой определённого стиля благодаря друзьям, фильмам, радиостанциям или даже случайным плейлистам. Один такой алгоритм Spotify способен открыть целый мир латиноамериканской экспериментальной музыки, если однажды выбрать подходящее настроение.
Вот интересный пример: в исследовании Университета Кембриджа в 2017 году у 2500 добровольцев спрашивали, какие три жанра их самые любимые, а потом наблюдали за их реакцией на противоположные стили. Те, кто готов слушать всё, называли среди любимых даже такие разные категории как органную классику и басовую электронщину. У таких людей чаще развита креативность, а уровень стресса ниже: музыка буквально помогает им справляться с эмоциями, не зацикливаясь ни на одном настроении.
Существует мнение, будто музыкальное многообразие связано с высоким уровнем образования. Но опровергнуть клише легко: в сети полно популярных блогеров без музыкального диплома, которые делают обзоры сразу на несколько противоположных стилей — от фолка до хардкора. Здесь дело даже не в образовании, а в умении слушать и воспринимать мир без предвзятости. Такой подход формирует гибкость мышления и развивает память, ведь каждая мелодия — это маленькое приключение.
Бытует миф, вроде у каждого человека музыкальный вкус формируется ещё в детстве, и особо не меняется. Но вот свежие данные: согласно исследованиям Университета Хельсинки, около 70% людей после 25 лет начинают активно переключаться между стилями. Что влияет на выбор? Многое — пережитые события, общение с новыми людьми, доступ к музыке через интернет и даже работа. За примером далеко ходить не надо: раньше большинство подростков слушали только то, что звучало по радио или в соседской магнитоле. Теперь плейлисты собираешь сам — бери хоть афробит, хоть японский техно-джаз!
Развитие вкуса — это всегда про шаг за рамки привычного. Идеи для расширения можно считать на пальцах:
Тут важна ещё одна деталь: нельзя себя заставить быть меломаном. Если хип-хоп не цепляет — не страшно. Но если откликается хоть немного, почему бы не дать шанс ещё одному стилю? Важно подмечать свои ощущения, а не идти за трендами. Кстати, нейроучёные выявили: у меломанов сильнее развита зона мозга, отвечающая за обработку удовольствия и новизну. Неудивительно, что такие люди чаще улыбчивы и легче переносят изменения в жизни.
Мир музыки — это не только разнообразие стилей, но и целая культура общения. Быть открытым к разным жанрам полезно не только для обогащения себя, но и для ваших разговоров, знакомств и даже работы. Вот несколько интересных фактов:
Если чувствуете, что хочется «прокачать» свой музыкальный вкус и стать ближе к званию настоящего меломана, вот несколько идей:
И вот интересная таблица с результатами одного исследования музыкальных предпочтений:
Страна | Среднее количество любимых жанров | Процент меломанов (%) |
---|---|---|
Россия | 4 | 47 |
Германия | 7 | 59 |
Япония | 6 | 54 |
США | 8 | 66 |
Пока одни спорят, у кого круче вкус, другие продолжают открывать мир через звук. Музыкальная всеядность — это не просто хобби, это образ мышления: умение быть открытым, слушать и пробовать новое, видеть красоту там, где другие слышат лишь шум. И если вдруг кто-то обвинит в «неопределённости» — смело отвечайте: стать меломаном может каждый. Главное — не останавливаться на одном аккорде мира, а позволять себе больше слушать и слышать.
Я работаю музыкальным критиком и веду блог о музыке. Моё увлечение - изучение и анализ музыкальных жанров. Пишу статьи для популярных музыкальных изданий и выступаю на радио.
Смотреть все посты от: Людмила Лебедева